«Какие тексты легко и удобно читать?» — этот вопрос один из часто задаваемых. Из статьи «5 признаков интересного текста» вы узнали, по каким причинам одни хочется дочитывать, а другие нет. Читабельность — один из пяти признаков.
Что такое читабельность?
Есть у этого громоздкого слова менее страшные синонимы: доступность, понятность, доходчивость. Существует много умных вычислений, всевозможные индексы удобочитаемости. Но сейчас не об этом.
Я не хочу рассказывать об индикаторах и формулах. Речь пойдёт о некоторых редакторских приёмах.
Как распознать читабельный текст?
- Текст имеет чёткую структуру.
- Слова и мысли, об которые не спотыкаешься.
- Предложения легко проглатывать и переваривать.
Как писать тексты, которые легко читаются?
- Текст не должен быть перегружен сложными грамматическими конструкциями: словами, предложениями, запятыми, деепричастными оборотами. Язык максимально прост, мысль ясна, логику легко отследить. Если предложение длинное, сложносочинённое или сложноподчинённое, разбейте его на два маленьких.
- Следите за союзами: а, но, и. Не употребляйте их слишком часто в начале предложения. Это искривляет структуру и засоряет ваш посыл.
- Расстояние между абзацами должно быть обязательно! Интервалы позволяют читателю перевести дух и снова воспринимать информацию. Таким образом, изложенная вами мысль не превращается в «простыню» — длинный и скучный текст на сленге журналистов и копирайтеров.
- Ритмичность текста: чередование длинных и коротких предложений.
- Обратите внимание на шрифт. Его начертание, размер и цвет. Шрифт должен быть максимально прост. Подробнее тут.
- Должны присутствовать логические связки. Если их нет, не беда. Возможно, вы просто такой автор, которому удобнее писать блоками. О том, к какому типу авторов вы относитесь, можно узнать из статьи «Авторские стратегии.»
- И конечно же, удобоваримый текст хорошо читается. Вслух. Перед отправкой в интернет не стесняйтесь озвучивать свои месседжи как будто вы радиоведущий. Так вы поймёте, где вместо запятой требуется точка, которое из слов лишнее и где вы сделали ошибки.