Вы, наверное, спросите, зачем в статье «Как определить стиль текста?» я вернула вас в школу и напомнила про стили речи?
У многих наших современников возникает непреодолимое желание прилепить к современному русскому языку нечто, как им кажется, уникальное. Это к слову об «информационном стиле», которого в природе не существует. Отдельно стоящим.
Что за зверь такой?
«Инфостиль» — это удивительный филологический феномен в профессиональной среде копирайтеров. Он стал популярен благодаря грамотному пиару. Максим — находчивый редактор одного теперь очень популярного дизайн-бюро — подробно рассказывает об «инфостиле», пишет книги и даёт практические рекомендации.
Знания, которыми делится молодой человек, рассчитаны, разумеется, не на журналистов и филологов. Целевая аудитория — люди любой профессии, которые остро нуждаются в коммерческом писательском навыке. В основном, это копирайтеры, оптимизаторы, блогеры, маркетологи, рекламисты, пришедшие из смежных сфер деятельности. Они хотят научиться создавать продающие тексты для каталогов, буклетов, афиш, сайтов, коммерческие предложения, сео-тексты и lsi-копирайтинг.
Спешу расстроить почитателей «инфостиля». Всё, что учёные умы в связи с этим могли придумать и классифицировать, они уже придумали и классифицировали.
Русский язык имеет 5 стилей. И среди них инфостиля нет.
Может быть, в журналистике мы найдём «инфостиль»? Но, как ни печально, в классификации жанров (а не стилей!) мы его снова не обнаруживаем.
Откуда ноги растут?
В 1966 году Корней Иванович Чуковский в книге «Живой как жизнь» выступал против канцелярита. Редактор Нора Галь в 1972 году опубликовала книгу «Слово живое и мёртвое», призывающую исключить деловые штампы из речи.
В 2001 году корифеи российской журналистики выпустили рекомендации для своих пишущих товарищей в газете «Ведомости». Документ назывался «Догма».
Основные постулаты:
- сведение количества придаточных к минимуму.
- исключение бессмысленных слов и выражений.
- исключение вводных конструкций.
Как редактор редактору
Так что же подразумевается сегодня под «инфостилем»? Обычная грамотная редактура текстов, написанных в публицистическом стиле. Редактор исключает всё лишнее, «шелуху», и на свет появляется удобоваримый текст. Ничего нового. Теперь вы понимаете, как работает маркетинг?
«Вот засада!» — сказал бы Максим. Но он не любит сослагательного наклонения.
И к тому же, надо отдать должное, эта методика действительно многим людям помогает: избавляет коммерческие тексты от «воды», от общих фраз «ни о чём», помогает их лучше оптимизировать при продвижении (поисковым системам Googl и Яндекс не всё равно, чем питаться) и быстрее понимать смысл написанного.
Но есть и побочный эффект. У некоторых учеников вместе со «стоп-словами» вырезают творческое начало. Потому что оно неинформативно. Неслучайно, на ресурсе https://glvrd.ru/, который помогает проверить ваш текст на «мусор», есть предупреждение: «Не подходит для стихов и художественной прозы». Именно поэтому, если вы берётесь писать как минимум сторителлинговые тексты, обходите это ресурс. И будет вам счастье.